ГЛАВНАЯ

СЕМИНАРЫ

СТАТЬИ

“ЧИСТАЯ КНИГА”

СЕМЕЙНАЯ СТРАНИЧКА

О ЦЕНТРЕ

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ГОСТЕВАЯ КНИГА



Список программ


Комплексные программы профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями.
1. Программа педагогической профилактики наркотизма "Все цвета, кроме черного".

Все цвета, кроме черного. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. (2-4 кл.), Макеева А.Г. (5-11 кл., родители). Организация педагогической профилактики наркотизма среди школьников младшей, средней и старшей школы, их родителей. Материалы разработаны и подготовлены при содействии Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования РФ в рамках федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы".
Программа предназначена для учащихся 2-11 классов и их родителей. Цель программы - формирование у детей и подростков приемов и навыков эффективной адаптации в обществе, снижающих вероятность их приобщения к наркотизации; просвещение родителей.
Программа представлена в виде учебно-методического комплекта, состоящего из:
рабочих тетрадей для учащихся:

  • Учусь понимать себя" (2 кл.);
  • Учусь понимать других" (3 кл.);
  • Учусь общаться" (4 кл.);
  • Учусь владеть собой" (5 кл.);
  • Учусь сотрудничать с людьми" (6 кл.)

блокнотов для учащихся:

  • Помогая другим, помогаю себе" (7-8 кл.);
  • Разумный выбор, правильное решение" (9 кл.);
  • Находим ответы на трудные вопросы" (10-11 кл.)

методических пособий для учителя:

  • Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников";
  • Организация педагогической профилактики наркотизма среди учащихся 5-6 классов"; "Педагогическая профилактика наркотизма школьников. Для учителя 7-9 классов"; "Педагогическая профилактика наркотизма школьников. Для учителя 10-11 классов";

пособия для родителей:

  • Книга для родителей младших школьников;
  • Книга для родителей учащихся 5-6 классов;
  • Книга для родителей "Семейная профилактика наркотизма".

Методическое пособие содержит информационную справку, позволяющую педагогам ориентироваться в теме первичной профилактики наркотизации, а также комментарий к каждому учебному занятию.
Пособие для родителей включает сведения о возрастных особенностях детей, факторах риска первичной наркотизации, способах организации профилактики в семье.
Рабочие тетради и блокноты предлагают, кроме необходимых и доступных детям и подросткам знаний, разнообразные задания, предназначенные как для самостоятельного выполнения, так для коллективной работы.
Использование комплекта "Все цвета, кроме черного" определяется его модульным характером, что предполагает:

  • Вариативность при выборе площадок для реализации (комплект может использоваться в учреждениях различного типа: общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях, коррекционных школах, детских домах и интернатах, а также на базе учреждений дополнительного образования);
  • Вариативность способов реализации (в рамках учебных курсов "Окружающий мир", "ОБЖ", а также на факультативных занятиях).

Комплект может использоваться как дополнительный материал на уроках по предметам Базового учебного плана, а также в рамках внеклассной работы в различных учреждениях образования.
Возможно комбинированное использование комплекта: одна часть материала включается во внеклассную работу, другая - рассматривается в ходе уроков.
Реализация комплекта может также осуществляться за счет школьного компонента учебного плана.
Работа по этой программе направлена на достижение следующих результатов:
Начальная школа

  • Полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
  • Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
  • Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
  • Дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Средняя и старшая школа

  • У подростков сформируются приемы и навыки, обеспечивающие эффективную социальную адаптацию, а, следовательно, снижающих вероятность их приобщения к наркотизации;
  • У подростков выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению;
  • Подростки научатся управлять своим поведением и прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций.

2. "Профилактика асоциального поведения". Тренинги с учащимися и их родителями.

Макартычева Г.И. Профилактика асоциального поведения. Тренинговые занятия с учащимися от12 до 20 лет и их родителями.
Программа предназначена для проведения групповых занятий с учащимися от 12 до 20 лет и их родителями.
В данной программе предусмотрено пять основных блоков:

  1. Групповые занятия по развитию коммуникативных навыков.
  2. Групповые занятия по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний.
  3. Групповые занятия, направленные на помощь в достижении позитивных жизненных целей.
  4. Диагностический блок для оценки результатов коррекционной работы с подростками.
  5. Групповые занятия с родителями подростков для повышения уровня осведомленности в вопросах воспитания детей и правовых знаний, касающихся их ответственности и прав, предусмотренных законодательством РФ.

Групповые занятия проводятся классными руководителями, психологами и социальными педагогами образовательных учреждений, прошедшими предварительную подготовку по проведению групповой работы.
Методические особенности занятий с подростками.
Каждое занятие рассчитано на 1 академический час, частота проведения - 1 раз в неделю.
Структура занятий:

  1. Упражнения - активатор, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении.
  2. Обсуждение происходящего в промежуток между занятиями, направленное на анализ изменений в поведении подростков.
  3. Разминка в виде игры или упражнения, способствующая включению в групповую работу.
  4. Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки.
  5. Упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их разрешения.
  6. Упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.
  7. Групповые дискуссии и мозговые штурмы как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций.
  8. Информационно-правовая часть, направленная на усвоение правовых знаний.
  9. Рефлексия - подведение итогов занятия, получение обратной связи участниками и тренерами.

Ожидаемые результаты:

  1. У подростков сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения.
  2. Сформируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций.
  3. Выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению.
  4. Повысятся правовая грамотность и ответственность за свое поведение.

Методические особенности тренинга с родителями подростков.
Каждое занятие рассчитано на 2 астрономических часа, частота проведения - 1 раз в неделю, продолжительность курса занятий - 10 часов (5 занятий).
Структура занятий:

  1. Приветствие направлено на создание доброжелательной рабочей обстановки и на снятие психологических барьеров в общении.
  2. Разминка - игры или упражнения, направленные на включение в групповую работу.
  3. Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки в социальной роли родителя.
  4. Упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения в конфликтных ситуациях с детьми и прогноза их разрешения.
  5. Информационная часть преследует цель повышения компетенции в воспитании детей.
  6. Информационно-правовая часть направлена на усвоение правовых знаний.
  7. Рефлексия - подведение итогов занятия, получение обратной связи участниками и тренерами.

Ожидаемые результаты:

  1. Родители научатся понимать причины отклоняющегося поведения подростка.
  2. Сформируется способность прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций с ребенком.
  3. Повысится самооценка в социальной роли родителя.
  4. Возрастет правовая грамотность и ответственность за поведение своего ребенка.
  5. Через родительское влияние изменится поведение подростка от девиантного к социально принимаемому.

3. "Полезные привычки" и "Полезные навыки".

Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С. Полезные привычки. Программа по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы (1-4 кл.), профилактика среди родителей. Романова О.Л. Полезные навыки. Программа по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков (5-7 кл.), профилактика среди родителей. Программы разработаны в рамках трехлетнего проекта "Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма" Международной некоммерческой организацией Project HOPE, осуществляющей образовательные программы в области здравоохранения.
"Полезные привычки" и "Полезные навыки" являются современными программами превентивного обучения, базирующимися на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей.
Целью "Полезных привычек" и "Полезных навыков" является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:

  • Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе (а в 5 - 7 классах - о наркотиках); способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
  • Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
  • Учить детей эффективно общаться.
  • Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
  • Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной и средней школы к табаку, алкоголю и наркотикам.

В программе "Полезные привычки" (1 - 4 класс) для каждой возрастной ступени разработаны восемь уроков, разделенные на четыре блока по два урока в каждом. Первые три блока (или шесть уроков) посвящены развитию личностной и социальной компетентности детей, а последние два - доступной ученикам начальной школы по возрасту информации о табаке и алкоголе.
В 5 классе "Полезные навыки" содержат двенадцать уроков, в 6 и 7 классах - по восемь уроков. Для каждого класса разработаны уроки по формированию личностной и социальной компетенции, посвященные образу Я, принятию решений и общению. В 5 классе четыре урока посвящены ингалянтам и понятию о ПАВ. В 6 и 7 классах отведено четыре урока представлению о марихуане и других нпаркотиках.
Программа для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя "Полезные привычки" включает: материалы для учителей, рабочие тетради для учеников, материалы для родителей и плакат.
Программа для учащихся 5-7 классов "Полезные навыки" включает материалы для учителей, рабочие тетради учащихся и брошюру для родителей.
"Полезные привычки" создавались в помощь учителям начальной школы. Они предназначены для того, чтобы дать учителям в руки научно обоснованные и простые в использовании, эффективные и практичные материалы для обучения детей в области охраны здоровья. Содержание уроков в "Полезных привычках" развивается по спирали. Параллельно с ростом, развитием, увеличением объема школьных знаний ребенка одни и те же темы расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются. Методология превентивного обучения отличается от традиционной необходимостью использования методов обучения в группе. Если при работе с "Полезными привычками" учитель не чувствует себя комфортно, то рекомендуется ограничить их использование или вовсе отказаться от них.


4. "Обучение жизненно важным навыкам". Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди учащихся 7-9 кл. и их родителей.
Программа рассчитана на детей 5-7 классов и может быть успешно реализована в структуре внеклассной работы школьного коллектива. Программа адресована педагогам - классным руководителям, школьным психологам, социальным педагогам - специалистам, занимающимся проблемой социализации в рамках школьного образования.
Целью программы является развитие у подростков значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы.
Задачи программы:

  • Организация занятий, дающих ученикам возможность систематической и последовательной тренировки жизненно важных навыков, что обеспечивает их формирование и развитие.
  • Обеспечение взаимодействия педагога и родителей подростков для создания оптимальных условий развития и формирования комплекса важнейших социальных навыков.

Программа состоит из двух основных частей, включающих подробное описание занятий с детьми и родителями, приложения и рабочей тетради для учащихся:
1-я часть программы включает шесть разделов, каждый из которых содержит занятия, развивающие определенные группы навыков у детей:

  • Навыки общения и взаимодействия;
  • Навыки самооценки и понимания партнера;
  • Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях;
  • Навыки принятия и исполнения решений;
  • Навыки работы с информацией;
  • Навыки творчества.

2-я часть посвящена ознакомлению родителей с целями, методами и приемами развития жизненно важных навыков у детей.
Предлагаемая серия занятий (5 занятий) поможет педагогу установить контакт с родителями, в интересной и непринужденной атмосфере обсудить с ними важнейшие вопросы воспитания.
Форма занятий с родителями разработана таким образом, чтобы каждый участник мог высказать собственное мнение по обсуждаемому вопросу, выслушать мнения участников, уточнив и обогатив свои педагогические взгляды и принципы.
Здесь же дается приложение "Шпаргалка для родителей", которое поможет родителям дома создать условия для формирования жизненно важных навыков, а также помогут взрослым самим освоить некоторые способы и приемы, стимулирующие развитие этих навыков у детей.
Приложение состоит из двух разделов:

  • Включает тексты, схемы, таблицы, рисунки, необходимые педагогу, ведущему занятия, в качестве раздаточного или демонстрационного материала.
  • Содержит методические материалы для родителей.

Занятия, предлагаемые программой, рассчитаны в среднем на 2-3 часа. Их рекомендуется проводить один раз в неделю, однако занятия по материалу первых трех разделов можно объединить в единый тренинг и провести его на осенних или зимних каникулах.


Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних.

1.1. Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами, охватывающие три возрастных категории несовершеннолетних:

1. "Ключи жизни". Комплексная профилактическая программа.

Сибли Л., Сибли Д., Тиш Р., Скейлз Дж., Тиш Р. Ключи жизни. / пер. Михайлов Н. М. Информационно-практический курс для детей и подростков о здоровом образе жизни в единстве биологического, психологического, социального и духовного благополучия. Совместный проект НГО "Партнерство в профилактике" (США, шт. Калифорния), учебно-информационный центр Опора (Россия, г. Москва)
"Ключи" - это часть разработанной информационно-образовательным центром "Опора" комплексной профилактической программы, другими компонентами которой являются: подготовка специалистов по профилактике для социальных и семейных центров, школ и досуговых учреждений; программа для родителей и семейное консультирование, а также подготовка координаторов для межведомственного взаимодействия в сфере профилактики употребления ПАВ.

Цель программы:
Увеличить потенциальную способность детей и подростков жить без зависимостей, быть ответственным человеком и быть здоровым физически, психологически, социально и духовно.

Направленность занятий:
1. Увеличение факторов жизнестойкости в жизни участников.

  • Рефлексия - способность задавать себе вопросы и давать честные ответы.
  • Адекватная самооценка.
  • Умение устанавливать и соблюдать границы.
  • Умение общаться с окружающими.
  • Установление здоровых про-социальных связей (коммуникативные способности).
  • Способность решать проблемы.
  • Способность осознавать, программировать и контролировать собственное поведение.
  • Способность к целеполаганию.
  • Гибкость в решении конфликтных ситуаций.
  • Способность выражать и решать внутренние конфликты.

2. Увеличение знаний о влиянии алкоголя, табака, легальных лекарств и нелегальных психоактивных средств на индивида, семью и общество.
3. Увеличение знаний о влиянии алкоголя, табака, легальных лекарств и нелегальных психоактивных средств на физическую, эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферы.
4. Увеличение знаний о здоровых жизненных навыках и практическое их применение.
5. Уменьшение факторов риска, ведущих к нездоровому образу жизни.
6. Снижение употребления алкоголя. Табака, легальных лекарств и нелегальных психоактивных средств.

Каждое занятие учитывает психофизиологические особенности данного возраста:
Младший школьный возраст:

  • Преобладание наглядно-образного мышления, в связи с чем правила поведения, упражнения и домашние задания сопровождаются большим количеством рисунков, плакатов, наглядных пособий;
  • Особенности конкретно-ситуативного восприятия материала учитываются при подборе сказок и рассказов, иллюстрирующих тему;
  • В связи со сложностями организации внимания и повышенной утомляемостью темы поделены на четыре части;

Средний школьный возраст:
" Недостаточная сформированность функции произвольного контроля, в связи с чем в конце и начале занятия введен обязательный элемент - работа по алгоритму мысль/чувство/действие.

Структура программы.
Младший школьный возраст:
Занятия проводятся по 15 мин. 4 раза в неделю. Всего 12 недель (тем).
Средний и старший школьный возраст:
Занятия проводятся по 50-60 мин. 1-2 раза в неделю. Всего 12 недель (тем).
Каждая тема преподается по 4 уровням:

  • Физический уровень,
  • Психологический уровень,
  • Социальный уровень,
  • Духовный уровень.

Методы работы:

  • Лекция,
  • Беседа,
  • Групповая дискуссия,
  • Поведенческие тренинги и упражнения тренингового характера,
  • Мозговой штурм и арт-терапия,
  • Ролевая игра
  • Работа в малых группах,
  • Рефлексия опыта, полученного на занятиях.

Ожидаемые результаты.
1. Повышение жизнестойкости у детей и подростков.
2. Уменьшение факторов риска употребления алкоголя, табака и наркотиков и отклоняющего поведения.
3. Овладение детьми и подростками здоровыми жизненными навыками.


1.2. Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в младшем школьном возрасте:

1. "Обучение Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья".

Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья. Программа по формированию здорового образа жизни у младших школьников (1-4 кл.)
Программа рассчитана на детей 1-4 классов и может быть успешно реализована в структуре внеклассной работы школьного коллектива. Программа адресована учителям начальной школы, воспитателям групп продленного дня, а также воспитателям ДОУ.
Целью программы: научить ребенка быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применять знания и умения в согласии с законами природы и бытия.
Задачи:

  • Дать детям знания о том, от чего зависит здоровье.
  • Приобретение детьми навыков самосовершенствования.
  • Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

Планирование составлено в количестве 30 часов на каждый год обучения, по 1 часу в неделю в течение года. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями. Программа включает в себя вопросы физического и духовного здоровья.
Занятия построены в форме бесед, деловых игр, включают в себя оздоровительные минутки.
Беседы раскрывают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. Особое внимание в программе уделяется профилактике вредных привычек, различным формам зависимости. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и "этюды для души". Задача оздоровительных пауз - дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, снятия усталости, обретения равновесия и пр.


1.3. Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в среднем школьном и старшем подростковом возрасте:

1. Курс профилактических занятий для подростков. Программа "Мой выбор". Спецкурс обучения учащихся 8-9 классов основной средней школы.

Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др. Мой выбор. Спецкурс обучения учащихся 8-9 классов основной средней школы
12-часовой курс "Мой выбор рассчитан на работу с учащимися" 8-9-х классов основной средней школы.
В основе данного курса лежит открытая позиция педагога, в соответствии с которой учитель, проводящий урок, не настаивает на правильном ответе ученика, не требует от него обязательного положительного выбора. Главное в другом - дать каждому ученику максимально полную информацию о последствиях того или иного варианта выбора, научить его делать свой собственный выбор и принимать на себя ответственность за его последствия.
Курс "Мой выбор" является практико-ориентированным, так как его основное содержание непосредственно связано с жизнью, потребностями и интересами самих школьников.
Структурно материалы каждого занятия включают в себя:

  • название урока;
  • цели урока;
  • вопросы;
  • основные понятия, рассматриваемые на уроке;
  • примерную структуру урока;
  • ход урока;
  • вопросы для обсуждения (рефлексивный аспект);
  • материалы к уроку.

Примерная структура урока оформлена в виде таблицы, в которой представлены логика изложения и рассмотрения материала, последовательность этапов урока, формы и методы его проведения, указаны отводимое время и ожидаемые результаты.
Данный курс может быть использован в школьной программе в различных вариантах:

  1. отдельным курсом (как факультативное занятие или включаться за счет школьного компонента);
  2. модулем в преподавании какого-либо обществоведческого курса;
  3. использовать как отдельные занятия;
  4. проводить в форме классных часов и внеклассных школьных мероприятий.
  5. включение занятий в отдельные спецкурсы
  6. использовать отдельные методологические приемы.

Помимо пособия для учителей курс "Мой выбор" предлагает рабочую тетрадь для учеников, которая содержит задания, тесты, кроссворды, дополнительную информацию для учащихся.


2. "Подростковая наркомания. Навыки противостояния".

Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Подростковая наркомания. Навыки противостояния. Слайд-комплект по антинаркотическому воспитанию детей 5-6 кл. Материалы разработаны и подготовлены Центром наглядных средств обучения.
Слайд-комплект адресован специалистам, работающим с детьми 5-6 классов.
Цель создания комплекта: повысить уровень антинаркотического воспитания, помочь формированию у обучающихся убеждений, позволяющих в дальнейшем занимать устойчивую антинаркотическую позицию.
В комплект входят 20 слайдов и методические разработки, включающие рекомендации к 17-и занятиям.
Форма проведения занятий: групповая.
Рекомендуется продолжительность занятий 1 ч 30 мин. Обязательным к выполнению является домашнее задание.
Структурно материалы каждого занятия включают в себя:

  • название занятия;
  • цели занятия;
  • план занятия;
  • материалы для занятия;
  • ход урока;

Также в комплект включены необязательные темы для обсуждения в классе, написания сочинений или самостоятельных работ; примерные задания для самостоятельной работы учащихся после окончания курса.


3. "Выбираю жизнь". Программа Д. О. М.

Горанская С.В., Баранова О.С. Выбираю жизнь: Программа Д.О.М. (Дети. Образование. Милиция.) Учебная программа по первичной профилактике злоупотребления наркотиками (7-9 кл.).
Цикл школьных уроков по профилактике наркомании рассчитан на учащихся 7-9 классов, адресован сотрудникам правоохранительных органов, ведущим занятия в школе, учителям - биологам, валеологам, преподавателям ОБЖ, школьным психологам, социальным педагогам - специалистам, занимающимся проблемой социализации в рамках школьного образования.
Участие в проведении занятий сотрудников правоохранительных органов позволит решить следующие задачи:

  • Дать реальные результаты в проведении образовательной программы, так как занятия проводят официальные представители правоохранительных органов;
  • Снять барьер отчужденности между милицией и подростками;
  • Изменить отношение подростков к милиции, дать понять, что милиционер - друг, к нему можно обращаться за помощью;
  • Позволит исключить разные слухи и получить достоверную информацию о правонарушениях;
  • Повысить имидж сотрудников милиции.

Цели программы:

  • Дать информацию об отрицательном действии и негативных последствиях злоупотребления наркотическими и психотропными веществами на организм человека, о причинах заболевания и путях возможного выздоровления;
  • Научить подростков позитивному общению с окружающими людьми: уметь управлять своими переживаниями и разрешать возникающие конфликты без ущерба для себя и окружающих, не прибегать при разрешении конфликтов к алкоголю и наркотикам;
  • Привить навыки, позволяющие учащимся отказаться от употребления наркотиков и сопротивляться негативным явлениям;
  • Научить школьников соблюдать законы и жить без насилия;
  • Помочь подростку сделать свой собственный выбор.

Программа состоит из четырех разделов:

  • Методическое описание проведения урока.
  • Приложение к урокам (раздаточный материал, возможные варианты ответов).
  • Информационный раздел.
  • Рекомендуемая литература.

Формы проведения уроков:

  • Традиционная. Информацию излагает учитель или сотрудник правоохранительных органов.
  • Работа в малых группах (в группу входит не более 5 школьников).
  • Мозговые штурмы.
  • Проведение ролевых игр.
  • Решение ситуационных задач.
  • Дискуссии.
  • Урок "вопрос - ответ".
  • Просмотр видеофильмов с последующим их обсуждением.

За время проведения занятий в школе можно использовать следующие методы работы:

  • Круглые столы.
  • Театрализованные представления "Суд над наркотиками", "Нет курению" и др.
  • Проведение акций, посвященных Международным дням борьбы ВИЧ/СПИД, отказа от курения, памяти жертв СПИДа и др.

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся получат информацию о законах.
  2. Будут созданы условия для формирования у подростков антинаркогенной установки.
  3. Снижение риска употребления наркотиков.

4. Модульный курс профилактики курения.

Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. (5-11 кл., ПТУ)
Модульный курс рассчитан на учащихся 5-11 классов, ПТУ. Модульный курс предназначен для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, валеологов.
Цель курса: способствовать формированию у учащихся установок на здоровый образ жизни.

Ключевые моменты модульного курса:

  • Предоставление полной информации о вреде курения на организм человека;
  • Показ механизмов влияния рекламы, сверстников, родителей и средств массовой информации на распространенность курения;
  • Проведение исследовательских заданий по изучению проблем, связанных с курением;
  • Моделирование ситуаций и ролевых игр с целью избавления от вредной привычки;
  • Проведение тренингов по формированию ответственного и безопасного поведения, социальных и жизненных навыков.

Модульный курс состоит из:

  • методического инструментария для преподавателя (анализ концептуальных подходов создания программ профилактики курения, система профилактики курения в учебном заведении, правила проведения тренинговых занятий, работа с "Договором" как средство психолого-педагогической поддержки учащегося при прекращении курения, технологии подготовки и проведения ролевой игры "Суд над табаком", формы подачи информации, планы занятий и тренингов, тигровые задания, сценарии, информация для родителей);
  • информационных материалов для учащихся (тексты для учащихся, вопросы к текстам, исследовательские и практические задания, справочный материал, анкеты, психологические тесты).

5. Программа мотивации подростков на формирование здорового жизненного стиля без употребления психоактивных веществ.

Хажилина И.И. Профилактика наркомании. Программа мотивации подростков на формирование здорового жизненного стиля без употребления психоактивных веществ. (12-14, 15-17 лет).
Программа ориентирована на школьников 12-14, 15-17 лет. Работа с подростками рассчитана на 14 занятий. Проводится 2 раза в неделю в течение учебного года.
Цель программы: создание здорового жизненного стиля, позволяющего личности эффективно преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом без употребления алкоголя и наркотиков.

Содержание программы:
1 блок - личностно-мотивационный. Осознание личностных особенностей (5 занятий).
2 блок - стресс-преодолевающий. Обучение навыкам преодоления стрессов и разрешения проблем (2 занятия).
3 блок - социальной и коммуникативной компетенции. Развитие навыков общения; эмпатии и аффилиации, социально-поддерживающего поведения (3 занятия).
4 блок - семейный (2 занятия).
5 блок - развитие личностных ресурсов и навыков здорового жизненного стиля (2 занятия).

Примерная структура каждого занятия:
1. Приветствие, игры-активаторы.
2. Работа по теме:
- инструкция участникам,
- разминка,
- используемые техники - упражнения, игры, ролевые игры, рисунки.
3. Завершение работы.


6. "PRO Здоровый выбор". Комплексная программа профилактики поведения высокой степени риска среди подростков и молодежи.

Хмыров А., Панфилов Г., Позина Е., Кочкина О. и др. PRO Здоровый выбор. Комплексная программа профилактики поведения высокой степени риска среди подростков и молодежи.
"PRO здоровый выбор" является комплексной программой по профилактике поведения высокой степени риска среди подростков и молодёжи. Программа создана в помощь специалистам и волонтерам, работающим или планирующим работу по профилактике ВИЧ/СПИДа, наркомании, инфекций, передающихся половым путем, алкоголизма, нежелательной беременности, табакокурения, насилия.

Цель программы: научить подростков правильно реагировать на жизненные ситуации, дать наиболее полную информацию о том, как избежать проблем.

Методический комплект состоит из 3 книг.

Первая книга "Система PRO" включает в себя методические рекомендации, необходимые для проведения профилактических программ, отвечает на вопросы, как организовать работу и на чем она основывается.
Вторая книга "PROведение" содержит пошаговые рекомендации по проведению профилактических занятий и состоит из двадцати встреч: вводная встреча, восемнадцать тематических встреч, заключительная встреча.
Структурно материалы каждой встречи включают в себя:

  • Задачи.
  • План встречи.
  • Необходимые для ее проведения пособия и принадлежности.
  • Пояснения, рекомендации.
  • Пошаговое описание встречи.
  • Приложения.
  • Игротека.

Третья книга "PROпаганда" состоит из двух частей. Первая часть содержит сценарии различных профилактических мероприятий (массовые акции и станционные игры) и рекомендации по их проведению, вторая - Игротека - является собранием игр, упражнений, приемов, помогающих разнообразить ведение профилактических занятий.

Принципы построения программы:

  • Принцип молодежного участия,
  • Принцип равного обучения,
  • Комплексный подход,
  • Интерактивный подход,
  • Игровой подход,
  • Парное преподавание,
  • Ассоциативный подход.

Особый интерес данная программа представляет в связи с тем, что её методическая база предполагает привлечение активных участников к работе, в том числе и самостоятельной. Структура занятий проста и подробно описана в пособиях, что позволяет подготовленному подростку самому проводить занятия по принципу "равный-равному". Таким образом, подростки проходят программу в качестве участников, далее самые активные из них становятся соведущими, и в последствии могут набирать собственные группы для работы.


7. "Секретные материалы о твоем здоровье". 9 класс. Элективный курс по экологии и биологии.

Поддубная Л.Б. Секретные материалы о твоем здоровье. 9 класс. Элективный курс по экологии и биологии.
Программа элективного курса для учащихся 9 кл. предусматривает 34 учебных часа (1 раз в неделю), рассчитана на вариативное применение.
Особое внимание в программе уделено актуальным проблемам современности: табакокурению, СПИДу, наркомании, алкоголизму.

Цель курса: в процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у обучающихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, овладевание знаниями о здоровье.

Программой предусмотрены 13 практических работ, направленных на исследование тех или иных физиологических особенностей организма человека, его здоровья, соблюдения правил гигиены.

Форма работы - групповая.

Завершается изучение курса участием в конференции по проблемам здоровья и окружающей среды.


Программа развития подросткового волонтерского движения по первичной профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних.

1. Программа подготовки молодежных лидеров.

Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М. и др. "Ровесник-ровеснику". Программа подготовки молодежных лидеров. "Ровесник-ровеснику".

Цель программы: создание и поддержка молодежного антинаркотического движения с целью формирования адекватного отношения к употреблению наркотиков в среде сверстников.

Задачи:

  • Подготовка молодежных лидеров для работы в среде сверстников.
  • Обеспечение поддержки движения со стороны педагогов и родителей.
  • Возрождение идеи шефства как средства распространения идеологии движения.
  • Создание условий, позволяющих молодым людям своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления наркотиков в подростковой среде.
  • Организация досуговой деятельности как одного из направлений профилактики употребления наркотиков.
  • Организация и проведение для подростков учебных курсов, направленных на профилактику психоэмоциональной дезадаптации и привитие навыков здорового образа жизни.
  • Работа с подростками группы риска, привлечение их к деятельности движения силами молодежных лидеров.
  • Создание условий для самореализации подростков и повышения их социальной активности.

В теоретических основах программы даются:

  • История развития проекта.
  • Краткое описание программы.
  • Особенности подросткового возраста, популярные мифы о подростках.
  • Дается понятие "наркомании", базовые понятия и определение "профилактики"".
  • Представлена концепция программы "Ровесник-ровеснику".

В содержание программы включены:

  • Базовые принципы проекта.
  • Структура и логика развития проекта.
  • Работа на базе школы.
  • Примеры форм работы в школе.
  • Работа на базе клубного объединения.
  • Примеры форм работы в клубе.
  • Типовой план программы.
  • Организация и поддержка проекта.
  • Приложения работы со взрослыми (психологами и педагогами, родителями) и детьми.

Программы подготовки специалистов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами.


1. "Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций". Программа подготовки специалистов.

Б.И. Хасан, Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко, И.А. Кухаренко, Т.И. Привалихина. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций. Ключевой замысел программы - построение возрастно-сообразного образовательного пространства, обеспечивающего человеку возможности напряженной личностно осмысленной, социально значимой жизни на каждой образовательной ступени.

Цель программы: создание обучающих программ, позволяющих за сравнительно короткий срок увеличить число компетентных людей в области профилактики, инициирование участников к развитию и созданию собственных проектов в области профилактики наркозависимости и других аддикций.

Программа представлена комплексом самостоятельных модулей. Под модулем понимается пакет вариативных учебно-методических материалов, содержащий теоретические положения и практические задания определенного тематического содержания. Каждый модуль вполне самодостаточен и может использоваться самостоятельно, вместе с тем они связаны единой логикой программы.

Модуль "Психолого-педагогические основания профилактики наркозависимости и других аддикций"

в содержательной части представлен информацией о:

  • психологических причинах и механизмах формирования зависимости;
  • педагогических условиях, способствующих или, наоборот, препятствующих такому развитию событий;
  • наиболее эффективных на сегодняшний день подходах к профилактике наркозависимости;

в практической части участники семинара получают навык работы с диагностическими методиками, предназначенными для изучения динамики возникновения риска аддикции, а также для оценки эффективности реализуемых профилактических программ.

Модуль "Конфликтная компетентность (тренинг конфликтной компетентности)"

в теоретической части участники знакомятся с культурными представлениями о конфликте;

в практической части участники участвуют в тренинге и формируют собственные навыки анализа конфликта, организации ведения переговоров.

Модуль "Медицинские аспекты проблемы зависимости"

в теоретической части происходит

  • обсуждение вопросов, связанных с понятием зависимости, в частности наркомании как заболевания;
  • представление основных видов наркотиков, наиболее эффективных методов терапии;
  • обсуждение признаков наркотизации, вводится понятие медицинской профилактики;

в практической части участникам предлагается с различных позиций (педагогов, родителей, сверстников) выделить специфические признаки, по которым они могут определить состояние наркотического опьянения. А также начало первых проб.

Модуль "Правовые аспекты программ профилактики аддиктивного поведения"

в теоретической части представлены

  • способы анализа правовой ситуации в современной школе;
  • противоречия в системе прав и обязанностей;

в практической части команды представляют и анализируют случаи нарушения прав детей в своих образовательных учреждениях, обсуждают варианты решений и преодоления подобных ситуаций.

Модуль "Социально-культурное (гуманитарное) проектирование" проходит через всю подготовку. Это обучение проектированию и как результат - создание собственных проектов профилактических программ для конкретных школ, регионов с учетом специфических особенностей ситуации, сложившейся в данном учреждении, регионе. Навык проектной деятельности помогает командам работать с различными фондами и источниками ресурсов, создает новые возможности для привлечения дополнительных инвестиций.


2. "Программа психологической подготовки специалистов по профилактике зависимости от психоактивных веществ".

Хажилина И.И. Профилактика наркомании. Программа психологической подготовки специалистов по профилактике зависимости от психоактивных веществ.

В ходе обучения специалисты погружаются в роли Подростка, Родителя, Учителя и на собственном опыте пытаются понять позицию другого человека.

Цель программы: обучение основам профилактики злоупотребления психоактивными веществами, получение знаний и практических навыков, необходимых специалисту в области профилактики зависимостей (в первую очередь зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ) среди детей, подростков, молодежи.

Задачи:

  • Обеспечение знаниями об основных теоретических, концептуальных и практических аспектах профилактики зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ.
  • Развитие понимания природы зависимости в целом и природы зависимости от психоактивных веществ.
  • Обучение технологиям профилактики зависимости от психоактивных веществ.
  • Обеспечение личностно-профессионального развития и формирование профессионального поведения обучающихся.

Обучение предполагает несколько этапов.

Лекции и тренинги 1-го уровня.

  • Основные и базовые психотехнологии профилактики злоупотребления психоактивными веществами.
  • Тренинги личностного развития, направленные на выявление профессионально значимых ресурсов личности и их развитие, формирование эффективного проблем-преодолевающего и социально-поддерживающего поведения, осознание и разрешение собственных личностных проблем.

Лекции и тренинги 2-го уровня.

  • Копинг-поведение: навыки преодоления эмоционального стресса и основные психотехнологии повышения эффективности личностно-социального развития.
  • Тренинги развития профессиональных навыков поведения в проблемных ситуациях взаимодействия с различными контингентами лиц, с которыми планируется работа, глубокое погружение обучающихся в контексте этих проблем.

Лекции и тренинги 3-го уровня.

  • Поведение риска у подростков и основы его профилактики и психотерапии.
  • Тренинги конкретных навыков проведения профилактических программ, отработка психотехнологий профилактики, навыки ведения группы, создания собственных профилактических программ.
  • Глубокое погружение участников в контекст данных проблем.

Оптимальная продолжительность каждого цикла - 5-10 дней.

Примерная структура каждого занятия (на 5 дней):

Лекционное занятие -2 часа

Семинар - тренинг - 6 часов


Погода:


Поиск


Полезные ссылки
Hosted by uCoz